Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Простейшие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами. В нашей группе мы решили вместе с детьми провести опыт- эксперимент со снегом.
Целью и задачами данного эксперимента стали:
v Закреплять знания детей о явлениях природы.
v Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
v Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
v Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к природе и своему здоровью.
Наш эксперимент мы разделили на два этапа:
1. ТАЯНИЕ СНЕГА
Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла, помог простой опыт: принесли в группу снег в тазу, он постепенно стал таять, сначала становиться рыхлым, затем, на глазах у изумленных детей, превратился в воду.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха.
2.ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ЛЁД
Затем, воду, которая растаяла в нашем тазу, мы выносим на улицу и в течение дневной прогулки мы наблюдали, как вода замерзает и превращается в лед. Дети самостоятельно сделали вывод: вода при минусовой температуре превращается в лёд. Лёд прозрачный, красиво переливается на солнце, при ударе может расколоться на много льдинок.
Проводимые с детьми опытно – экспериментальные работы приводят к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта, развивает инициативу.